Система диспетчеризации представляет собой комплекс программных и аппаратных средств, который позволяет осуществлять удаленное управление инженерными системами одного или нескольких объектов.
Автоматизированная система диспетчерского управления (АСДУ) необходима для контроля инженерного оборудования, разнесенного территориально, а также расположенного в труднодоступных местах. Как правило, диспетчеризация включается в систему управления многофункциональными объектами со сложной инженерной инфраструктурой, такими как:
- офисные здания;
- торгово-развлекательные центры;
- аэропорты, вокзалы,;
- спортивные комплексы, стадионы;
- а также медицинские учреждения.
В систему диспетчеризации могут быть включены следующие подсистемы:
- вентиляция и кондиционирование, система холодоснабжения (АОВ), (АХС);
- индивидуальный тепловой пункт (АИТП, АТХ);
- электроснабжение и электроосвещение (АЭО);
- тепло- и водоснабжение (АВК);
- водоотведение и канализация (АВК);
- учет энергоресурсов (АСКУЭ, АСДУЭ);
- газоснабжение;
- охранно-пожарная сигнализация, системы пожаротушения и дымоудаления;
- видеонаблюдение, контроль и управление доступом;
- лифтовое хозяйство.
Суть разработки систем диспетчеризации заключается в решении задачи визуализации информации о функционировании инженерных систем и предоставлении оператору возможности прямого или автоматического управления оборудованием из диспетчерского пункта. Данные о состоянии инженерного оборудования поступают от контроллеров локальной автоматики и передаются на сервер. Обработанные технологические данные с необходимой аналитической информацией поступают на сервер диспетчеризации и выводятся на мониторах компьютеров на рабочих местах операторов (АРМ операторов) и инженеров (АРМ инженеров) в наглядном, графическом и динамическом виде. Данные, полученные и обработанные системой диспетчеризации, формируются в сообщения разного вида, которые архивируются в долговременные хранилища. На основе этой информации, которая доступна в любое время, формируются отчеты.
Система диспетчеризация дает ключевые преимущества при управлении объектом:
- постоянный централизованный контроль работы инженерных систем;
- оперативное реагирование в аварийных ситуациях;
- уменьшение влияния человеческого фактора;
- оптимизация документооборота, системы отчетности.